ПЛОЩАДЬ ЭВОЛЮЦИИ / Esquire Kazakhstan / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется.












Esquire Kazakhstan



Мужской журнал

Блог Esquire_Kazakhstan
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



ПЛОЩАДЬ ЭВОЛЮЦИИ

Публицист и бывший научный обозреватель The Economist Мэтт Ридли объясняет, почему число инноваций в современном мире растет и это никак не зависит не только от государства, но и от науки или крупного бизнеса.



В экономике есть термин — «закон убывающей отдачи». Феномен, который этот термин описывает, настолько очевиден, что мы редко о нем задумываемся. Например, возьмите вазу с солеными орехами и выбирайте оттуда пеканы. Так вы получите убывающую отдачу: с каждым разом пеканы будут вам попадаться все реже и реже, а те, которые удастся найти, будут все мельче и мельче. Пальцы будут натыкаться на миндаль, фундук, кешью или даже — прости господи — бразильские орехи. Ваза, как отмирающий золотой прииск, будет приносить все меньше драгоценных пеканов.
А теперь представьте себе вазу орехов с обратным свойством. Чем больше пеканов вы оттуда вылавливаете, тем больше их становится. Именно это происходило с человечеством последние 10 000 лет. Чем дальше, тем больше люди придумывали инноваций, в человеческой вазе только прибывало пеканов.
Никто этого не ожидал. Пионеры политической экономии предвидели наступление застоя. Адам Смит, Дэвид Рикардо и Роберт Мальтус предсказывали, что из-за эффекта убывающей отдачи рост благосостояния когда-нибудь сойдет на нет. «Изобретение и применение новых механизмов всегда ведет к увеличению валового продукта, но не может, в долговременной перспективе, увеличить стоимость этого продукта». Это сказал Рикардо, полагавший неизбежным движение в сторону того, что он называл «статичным государством». Джон Стюарт Милль, не найдя признаков убывающей отдачи в 1840-е годы, счел это игрой случая. Инновации, сказал он, всего лишь внешний фактор, причина, а не следствие экономического роста.
Даже осторожный оптимизм Милля не нашел отклика у его последователей. Они боялись, что по мере того, как открытия будут случаться реже, конкуренция на все более совершенном рынке уничтожит прибыли, оставив после себя только ренту и монополии. Наблюдая, как невидимая рука Смита ведет мириады участников рынка, обладающих полной информацией, к бесприбыльному равновесию и исчезающей отдаче, неоклассическая экономика с грустью предсказывала конец роста.
Чтобы понять, почему у всемирной вазы с орехами нет дна, требуется объяснить, откуда берутся все новые инновации и их возрастающая отдача. Они не были спланированы или заказаны. Они возникли и развились снизу вверх благодаря специализации и обмену. Ускоренный обмен идеями, возможный благодаря технологиям, питал рост благосостояния, наблюдавшийся в последние сто лет. Политики, капиталисты и чиновники — это только пена на поверхности бурлящего потока инноваций.
Несмотря на это создание нового полезного знания — прерывистый и совсем не однообразный процесс. Инновации, как степные пожары, вспыхивают ярко, но быстро и исчезают, чтобы возникнуть где-нибудь еще:
50000 лет назад — Западная Азия (печи, луки и стрелы)
10000 лет назад — Междуречье и долина Нила (сельское хозяйство, гончарное ремесло)
5000 лет назад — Месопотамия (металлы и города)
2000 лет назад — Индия (ткани и ноль)
1000 лет назад — Китай (фарфор, печатный станок)
500 лет назад — Италия (двойная бухгалтерская запись, Леонардо)
400 лет назад — Нидерланды (обменный банк Амстердама)
300 лет назад — Франция (канал дю-Миди)
200 лет назад — Англия (паровой двигатель)
100 лет назад — Германия (удобрения)
75 лет назад — Америка (конвейерное производство)
50 лет назад — Калифорния (кредитная карточка)
25 лет назад — Япония (портативный плеер)

Читать дальше


Теги: инновация, развитие, наука, экономика